Состояние ТЭК и его роль в экономике страны
Состояние топливно-энергетического комплекса страны в определяющей мере является следствием финансового положения энергетических компаний и экономических перспектив бизнеса в соответствующих сферах. В этой плоскости ситуация неоднородна. Если достаточная обеспеченность капиталом компаний в сырьевых отраслях обуславливает ускоренное развитие добывающих производств, то для инфраструктурных сфер характерны прогрессирующее старение и износ основных производственных фондов, опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с темпами ввода новых, ограниченные инвестиционные возможности. При этом характер воздействия негативных тенденций производственного развития в инвестиционно- неблагополучных секторах различен: если в электроэнергетике по-прежнему сохраняется общий избыток установленной энергетической мощности и есть резерв для запуска конкурентного рынка с начальным избытком предложения, который позволит обеспечить рыночный импульс развития отрасли, то в газовой отрасли спрос уже не покрывается объемами добычи газа.
Существуют проблемные тенденции в состоянии нефтеперерабатывающего комплекса. Суммарные инвестиции в нефтепереработку, при достаточной обеспеченности капиталом нефтяных компаний, значительно ниже инвестиций практически во все другие сектора ТЭК. Модернизация НПЗ и повышение глубины переработки нефти, необходимость которых подтверждалась в течение периода реформ различными правительственными программами и рассматривается в качестве одной из задач Энергетической стратегии, не является объективной тенденцией – нефтяные компании, продолжая инвестировать в добычу нефти, не спешат осуществлять коренную реконструкцию действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения российского ТЭК. Непрозрачной остается структура загрузки действующих НПЗ, мощности которых требуют комплексного технологического обследования и перемаркировки.
В последнее время наметились позитивные тенденции развития инфраструктуры по транспорту энергоресурсов, в первую очередь нефти, в виде строительства собственных экспортных нефтетранспортных направлений (Балтийская трубопроводная система, нефтепровод Суходольная-Родионовская), снижающих зависимость России от транзита энергоресурсов по территории сопредельных государств. Вместе с тем, для внутренней системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов по-прежнему характерна высокая степень износа транспортных мощностей, нуждающихся в реконструкции.
Финансовые перспективы бизнеса в отдельных сферах ТЭК, в первую очередь электроэнергетике и газоснабжении внутреннего рынка, остаются сдерживающим фактором развития производства. Амортизационная политика не обеспечивает простого воспроизводства основных фондов, которое в значительной мере осуществляется за счет прибыли. Прибыль в этих отраслях низка ввиду, с одной стороны, устаревшей отраслевой структуры, не создающей рыночной мотивации для менеджмента и работников компаний по снижению издержек и повышению прибыльности, а с другой стороны, в результате низких тарифов, не отражающих реальную рыночную ценность продукции. В таких условиях компании не в состоянии привлечь частный капитал для финансирования мероприятий по модернизации производства и расширенному воспроизводству. Неэффективность внутренней экономической организации и низкие цены ведут к недостаточности внутреннего накопления для этих целей. В динамике совокупность этих факторов неизбежно имеет следствием ситуацию производственного дефицита.
Другие статьи
Длиные волны Н.Д. Кондратьева
Биография
великого русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева хорошо известна.
Родился в 1892 году в семье крестьянина, закончил юридический факультет
Петербургского университета. В 1917 году короткое время был заместителем
министра продовольствия в правительстве А. Керенского, ...