От боя к труду, от труда до атак...
К весне 1936 года дорогу воде перегородила бетонная стена. Было завершено строительство плотины, 18-километрового магистрального канала, оросительной сети. С каждым днем все больше разливалось первое в заволжской степи водохранилище. К лету здесь накопили более четырех миллионов кубометров воды.
5 июня 1936 года наступил торжественный момент. В шесть часов утра рабочие Калинин, Черниченко, Филиппов и Негодяев вскрыли перемычку. Механик Мещеряков открыл затворы, и поток воды хлынул в магистральный канал. Первым получил воду Елшанского водохранилища колхоз «Ядро».
Весной следующего года вступила в строй Домашкинская плотина. Началось регулярное орошение полей близлежащих колхозов.
В летние дни тридцать шестого года в газетах был опубликован для всенародного обсуждения проект новой Конституции СССР. Для ее утверждения созывался досрочно — 25 ноября Чрезвычайный Восьмой съезд Советов СССР. В республиках и областях страны избирали делегатов на съезд, которому предстояло войти в историю. Девять делегатов представляли на съезде Оренбургскую область. Вместе с руководителями обкома партии и облисполкома в состав Оренбургской делегации вошли люди знаменитые, еще в те далекие годы награжденные орденами, люди, о которых многократно писали и областные и центральные газеты: бригадир женской тракторной бригады Благовещенской МТС Анна Ивановна Лаптева, прославленные комбайнеры Федор Иванович Колесов и Александр Иванович Оськин, уполномоченный Наркомтяжпрома по Орско-Халиловскому строительству Сергей Миронович Франкфурт, машинист Бузулукского паровозного депо Константин Иванович Назаров.
Удивительная биография у этого человека. Родился в семье смазчика депо Бузу-лук. А в 14 лет Костя Назаров уже пошел в люди. Подрос, набрался силенок и поступил на курсы помощников машинистов. В 1915 году сдал экзамен на звание машиниста второго класса. А спустя два года, вскоре после революции вступил в красногвардейский отряд. Вместе с другими бузулучанами под натиском белогвардейцев отступал до Актюбинска. Там командование Туркестанского фронта создает бронепоезда для борьбы против дутовцев. И первый из них повел на врага машинист Назаров. Он храбро сражался в боях за станции Сагарчин и Илецк. В 1918 году Константин Назаров вступил в партию большевиков.
После гражданской войны водил поезда на Дальнем Востоке. Потом вернулся в родное депо. Тут первым стал работать по-стахановски, по-кривоносовски. ВЦИК наградил его орденом Трудового Красного Знамени, а нарком путей сообщения — значком «Почетному железнодорожнику». Константину Ивановичу Назарову было присвоено звание машиниста первого класса. А в 1938 году земляки избрали знатного машиниста депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.
Грозно грянула война .
Время было тревожное. Говоря словами поэта, в те дни Европа напоминала гранату со снятым неожиданно кольцом. Гитлеровская Германия захватывала одну за другой европейские страны. И все-таки хотелось верить, что большая война еще далеко. Тем более, что договор о
ненападении многим казался надежным щитом.
20 июня 1941 года исполком Бузулукского городского Совета обсуждал самые обыденные вопросы: о текущем ремонте и переоборудовании помещения детской поликлиники, о капиталовложениях на 1941 год по автогужевому транспорту, о введении прогрессивной оплаты труда работникам рынка и другие.
В воскресенье 22 июня почти весь коллектив завода имени Куйбышева отправился на массовку. На зеленом берегу Самары вовсю старались баянисты, звенели песни. День выдался на редкость — тихий, солнечный, небо без единого облачка. Самые нетерпеливые уже барахтались в воде.
Транзисторных приемников тогда еще не было и в помине. Сейчас уже никто не помнит, кто прибежал из города, кто принес это страшное слово: «война». Одно только слово, но сразу смолкли баяны, оборвались на полуслове песни, все сразу засобирались домой. И даже солнце, казалось, стало меркнуть на глазах. И только те, кто уплыл на другой берег Самары, еще продолжали веселиться, не понимая, почему вдруг наступила тишина .
В тот же день без вызова, без приглашения в горком партии пришли члены городского комитета, депутаты горсовета. И тут же после короткого митинга направились на предприятия, в колхозы и совхозы.
На заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева работали только ремонтные службы. Но вскоре после переданного по радио обращения к советскому народу о нападении фашистской Германии на Советский Союз на завод прибежали многие, кто услышал о великой беде.
— Я являюсь стахановцем на производстве,— говорил на митинге токарь Долгих.— Но в
Другие статьи
Особенности государственного регулирования Японии
Развитие рынка и рыночной системы проходило разные исторические этапы: от
периода зарождения простейших форм рыночного обмена, становления рыночной
экономики как целостной системы в национально – государственных границах до
эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных фор ...