Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов
Как было указано выше, миграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для страны в целом и для каждого её региона в частности. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической, этнокультурной и во многом другом. Для того, чтобы не допустить или, по крайней мере, смягчить проявление негативных последствий воздействия миграции и стимулировать её позитивное влияние на развитие территории, необходимо управлять миграционными процессами. Грамотное регулирование внешней и внутренней миграции должно быть научно-обосновано. Для этого необходимо оценить характер миграционных процессов.
Такая оценка осуществляется на основе системы показателей, которая в целом неоднократно описывалась в работах и отечественных и зарубежных специалистов.
При оценке внешней миграции существуют определенные трудности, которые, в первую очередь, обусловлены разнородностью источников данных и несогласованностью систем учета коренного и иностранного населения разных стран. Так, в Ирландии, Португалии и многих других странах в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии отсутствуют специальные регистры населения, позволяющие вести довольно строгий учет как естественного, так и миграционного движения населения.
В США одним из наиболее мощных государственных органов является Служба иммиграции и натурализации. Она включает разветвленную сеть региональных организаций, сухопутные пограничные войска, систему общественных организаций, финансируемых из государственного бюджета и действующих под контролем государства. Комитет, занимающийся проблемами миграции, имеется и в Конгрессе США. Иммиграционное законодательство страны довольно часто корректируется, а на развитие Службы иммиграции и натурализации ежегодно увеличиваются государственные дотации. Иммиграционная служба США находится в процессе реорганизации, в процессе которой будут выделены два самостоятельных блока: Бюро соблюдения иммиграционной политики (БСИП) и Бюро иммиграционных служб (БИС).
В Швеции вопросами иммиграции и натурализации занимается Департамент по делам иммиграции (SIV). Он принимает решения о предоставлении разрешений на жительство, решения по ходатайствам о предоставлении гражданства. Департамент по делам иностранцев рассматривает апелляции по отказам SIV во въезде, решениям о депортации. Вопросами учета иностранного населения в Швеции занимается Центральное статистическое управление страны.
Кроме того, в Швеции действует Совет по выработке политики помощи беженцам - неправительственный орган, а так же Комитет по выработке политики в отношении иммигрантов и беженцев.
В разных странах существуют так же разные подходы к тому, какие источники информации считать основными. Так, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Великобритании и ещё некоторых странах роль основного источника данных выполняет пограничная статистика. В большинстве других стран информация по внешней миграции поступает из административных источников. Ценным источником информации являются регистры населения. В Германии, Венгрии, Японии и Швейцарии разработаны специальные регистры для иностранцев, которые представляют данные, как по притоку, так и по оттоку мигрантов.
В России основными источниками данных о миграции являются переписи населения, текущий учет, ведомственная статистика. Перепись населения – это, процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает, как бы, моментальный снимок населения. В число получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, гражданство, национальность, уровень образования и тому подобное) входят сведения и о миграции. Текущий учет позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а так же своевременно получать информацию об изменении в характеристике миграционной ситуации в стране и её отдельных территориях, изучать направления миграционных потоков, их структуру.
Другие статьи
Нефтегазовая промышленность Республики Казахстан
Для любой страны роль внешней
торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех
любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось
создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Традиционной и наиболее р ...