Контрольный текст
Рисунок3- Котел
Казан аккуратно и плотно закрыт пленкой, так как одно время среди посетителей возник обычай бросать в него денежные пожертвования, что, по мнению служителей, не было правильным "ни исторически, ни политически".
Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2,2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется.
Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года этот котел экспонировался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тайказан был возвращен государству.
В этом помещении установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник – также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера – Изуддин ибн Таджундин и год изготовления -1937[4].
Высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и филигранностью исполнения отличаются деревянные резные двери, ведущие в казандык, и двери Кабырханы, инкрустированные ценными породами дерева, которая расположена за казандыком и зиаратханой – местом совершения поминальной молитвы напротив главного входа по продольной оси здания.
Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зеленым орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.
Малая мечеть ( место для молитв) также чрезвычайно интересное архитектурное сооружение — это продолговатый зал, имеющий в стенах четыре ниши, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с шестнадцатью окнами на барабане [7]. В плане — это крестообразное помещение. Попасть сюда можно из казандыка через коридор Джульбарс-хана. От причудливых сталактитов плафона мечети нависают у нижней части плоскости несущих арок шесть угловых выступов, напоминающих в плане шестиконечную звезду. Панели мечети выложены голубыми шестигранными глазурованными плитками, на западной стороне мечети помещен уникальный мозаичный михраб размером 3,5x2,5 м, приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке. Михраб придает помещению мечети особую нарядность. Поверхности его стен украшены мозаикой и майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Сам михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой, и эта ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульх». Местами сохранились остатки примененного для росписи золота. Вся плоскость прямоугольной рамы обильно украшена растительным орнаментом. Богослужение в этой мечети происходило по пятницам. Сидя на коврах, кошмах и циновках, обступив тесным кольцом михраб, местные дервиши ордена накш-бендиев по окончании джума-намаза в полдень исполняли «Зикр», громко выкрикивая слова: «Он (т. е. бог) живой!» А ученики, стоявшие за дервишами, распевали стихи из «Хикмата» Ахмеда Ясави. Звуки большого хора были слышны далеко за пределами мавзолея.
Другие статьи
Народные промыслы Центрального района России
Человек
издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться
в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее
практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его
творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых ...