Процесс реформирования электроэнергетики страны
В августе 1998г. был сделан первый шаг к стратегия изменений в электроэнергетической отрасли страны. Советом директоров РАО «ЕЭС России» была принята Программа, которая предусматривала:
Этап 1 (1998-2000 гг.): восстановление организационных механизмов, финансовое оздоровление, повышение экономической эффективности и управляемости холдинга.
Этап 2 (2000-2003 гг.): создание на базе холдинга общероссийской электросетевой компании, обеспечивающей надежное функционирование и реализацию экономических преимуществ РАО. Создание саморегулирующего рынка
Цели и задачи определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики РФ». Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышения эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. С учетом цель и задач реформирования была разработана «Концепция Стратегии АОА РАО «ЕЭС России» на 2005-2008 гг. ”5+5” [13, С. 12].
В связи с этим в электроэнергетике России радикальны изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
Меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и, будут конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки [18]. В результате всей этой работы уже в 2000 г. компания вышла на 100-процентную оплату потребителями электроэнергии и тепла денежными средствами.
Несмотря на динамичное развитие и устойчивое финансирование положение в электроэнергетике страны есть ряд серьезных проблем.
1. Стремительное старение и выбытие основных фондов в электроэнергетике России. В 90-е годы капитальные вложения в отрасль снижались. На многих электростанциях продолжается эксплуатация оборудования еще довоенных образцов. По оценкам специалистов уже к 2010 г. дефицит мощностей в России может достигнуть 80 тыс. МВт [3, с.70];
2. Низкий уровень инвестиций и инвестиционной привлекательности. За последние 2 года инвестиции в электроэнергетику снизились более чем на 20%. Ключевая проблема инвестирования ближайших лет – высокие риски переходного периода, связанные с незавершенностью структурных преобразований в отраслях ТЭК и неразвитостью конкурентного рынка. Без серьезных инвестиций отрасль уже к 2010 г. может превратиться из энергоизбыточной в энергодефицитную [4, с. 14];
3. Недостаточные уровень и динамика тарифа на электроэнергию. Значительное падение уровня промышленного производства, а также уровня жизни населения в начале 90-х гг. привело к фактическому замораживанию тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
4. Увеличение доли физически изношенных фондов приводит к росту аварийности, частым ремонтам и снижению надежности энергоснабжения, что усугубляется чрезмерной загрузкой производственных мощностей и недостаточными резервами;
5. Возросшие с распадом СССР трудности в поставках для отраслей электроэнергии;
6. Необходимость поддержки социальной стабильности на региональном уровне, а также обеспечения роста промышленного производства [3, с. 70-72].
Таким образом, отрасль испытывает ряд серьезных проблем, обусловленных негативным влиянием экономических и политических факторов, сформировавшихся в 90-е годы ХХ века; существующую стратегию реформирования электроэнергетики вряд ли можно назвать до конца проработанной, а ее реализации в итоге может свести к минимально-предполагаемому эффекту. Государству следует усилить свою регулирующую роль в ходе происходящей организационной трансформации в энергетике страны.
Другие статьи
Туристские центры Карельско Кольского района
Современный туризм настолько сложное, многоликое явление,
что для своего изучения требует комплексного подхода. Им сейчас занимаются,
включая географов, экономисты, социологи, архитекторы, медики, физиологи и люди
многих других специальностей.
Для одних туризм отрасль экономики, дл ...