Молочная промышленность
В 1990 году начался спад производства во всех подотраслях пищевой промышленности, в том числе и в молочной. Динамика производства молочной промышленности за 1996-2001 годы представлена на рис. 5.
На протяжении последних 10 лет постоянно сокращаются объемы производства масла животного (с 833 тыс. т в 1990 году до 262 тыс. т в 1999 году). В 2000-2001 годы объемы производства незначительно выросли (+2,7% в 2001 году по сравнению с 1999 годом). Производство сыров жирных сократилось в 1990-1998 годы в 2,6 раза.
Наиболее сильно упало по сравнению с уровнем 1990 года производство цельномолочной продукции, в то время как производство животного масла и сыров не столь сильно отреагировало на кризисную ситуацию. Начиная с 1998 года объемы выпуска постепенно начали расти и в 2001 году превысили уровень 1997 года почти на 29%. На ситуацию в подотрасли большое влияние оказала конкуренция со стороны зарубежных производителей, чья продукция захлестнула российский рынок в 90-х годах. В целом темпы роста продукции молочной промышленности в 2001 году превысили темпы 2000 года. Однако производственные мощности предприятий использовались лишь на 24-43%.
Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности, заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Другим вариантом может стать покупка крупными игроками местных производств и их модернизация.
Самым крупным игроком на российском молочном рынке является компания <Вимм-Билль-Данн - Продукты питания> (далее - ВБД). Это единственный российский молочный концерн, объединяющий несколько предприятий, если не считать французскую компанию Danone, построившую заводы в Тольятти и Чехове. Сегодня ВБД объединяет 14 предприятий молочной отрасли России и стран СНГ с годовым оборотом более 500 млн. долл. Оборот компании за 9 месяцев 2001 года составил 492 млн. долл. Доля компании на рынке молочных продуктов в 2001 году составила 8,1% (доля ближайшего конкурента почти в 4 раза меньше). ВБД стала первой компанией в молочной отрасли, претендующей на национальный уровень, которая сумела создать широкую сеть дистрибуции, а также первой в России наладить выпуск йогуртов и других молочных продуктов.
На рынке йогуртов ВБД занимает сейчас более 40%, что в 2 раза больше ближайшего конкурента. Компания располагает крупнейшими в России производственными мощностями, сумела наладить прочные отношения с поставщиками сырья в ходе реализации инвестиционной программы <Молочные реки>, направленной на поддержку подмосковных сельских хозяйств. Основная составляющая стратегии компании - расширение географии производства и сбыта молочной и соковой продукции в России и странах СНГ. Компания стремится перенести производство ближе к источникам сырья.
Основные конкуренты ВБД на российском рынке молочной продукции - компании Danone, Pаrmalat, Campina и Ehrmann, располагающие огромными инвестиционными возможностями. Наиболее острая конкуренция между этими западными компаниями и ВБД сложилась в московском регионе, так как именно здесь они сосредоточили свои производственные мощности. Но, в отличие от российского производителя, западные компании не спешат с налаживанием своего производства в других регионах России, так как работают в основном в высоком ценовом сегменте, а покупательная способность жителей регионов существенно ниже, чем в Москве и области. Продукция же компании <Вимм-Билль-Данн> в основном ориентирована на средний ценовой сегмент, что предоставляет ей дополнительные преимущества при выходе на региональные рынки.
Другие статьи
Туристские центры Карельско Кольского района
Современный туризм настолько сложное, многоликое явление,
что для своего изучения требует комплексного подхода. Им сейчас занимаются,
включая географов, экономисты, социологи, архитекторы, медики, физиологи и люди
многих других специальностей.
Для одних туризм отрасль экономики, дл ...