История
Укреплённое славянское поселение на месте современного города существовало ещё до начала монголо-татарского нашествия. Оно располагалось на крутом холме, с севера, юга и запада защищённого неприступными склонами. С более пологой восточной стороны был насыпан земляной оборонительный холм, остатки которого сохранились до нынешнего времени. В центре поселения находился княжеский дом, а вокруг жили ремесленники. В летописях Липецк впервые упоминается в 1283—1284 годах, в период битв Руси с монголо-татарскими завоевателями. В 1284 году город был полностью разрушен баскаком Ахматом и в течение нескольких последующих столетий никаких упоминаний о нём нет. Ряд исследований оспаривают связь летописного Липецка с нынешним.
Село Малые Студёнки Липские, находившееся на месте современного города, летописи впервые упоминают в первой половине XVII века.
1703 год принято считать годом основания Липецка (День города отмечается в 3-е воскресенье июля). Именно тогда по указанию Петра I на реке Липовке, на месте её впадения в реку Воронеж, было начато строительство железоделательных заводов для нужд российского флота и армии, которые во время Северной войны оказали большую поддержку в снабжении. К этому времени заводы стали считаться крупными, и занимали второе место в России по выплавке чугуна.
Разросшееся после постройки заводов село в 1709 году было переименовано в слободу Ли́пские Заво́ды
(Ли́пские желе́зные заво́ды). 16 сентября 1779 году по указу Екатерины II слобода Липские Заводы официально получает статус уездного города Тамбовского наместничества (с 1796 года — Тамбовской губернии) с названием Липецк
. В то время здесь проживало около 6 тыс. человек.
16 августа 1781 году Липецк получает свой герб. Под тамбовским губернским гербом (улей и три золотые пчелы) — раскидистая липа, как символ древности и процветания, как родовое дерево возрожденного города.
После открытия на юге России новых чугуноплавильных заводов с новой, более совершенной технологией выплавки чугуна и стали на коксе в 1795 году Липские заводы были ликвидированы, а основная часть оборудования и рабочих были переведены на Луганский завод. После закрытия заводов развитие города замедлилось.
В 1806 году в деревянном хаотично застроенном Липецке случился большой пожар, после которого застройка города стала производиться уже по Генеральному плану, с прямыми широкими улицами и зданиями из камня и кирпича. Были построены курортные здания, гостиница, зал развлечений. На Дворянской улице (ныне ул. Ленина) появились дворянские и купеческие особняки.
В 1862 году в городе насчитывалось 834 двора с 11659 жителями (6072 мужского пола и 5587 женского). В городе находилось 8 православных церквей, 3 училища (уездное, духовное и приходское), больница и почтовая станция. Функционировали три ярмарки и пять заводов (два мыловаренный, два свечносальных, салотопенный)[4].
Возрождение города началось в конце XIX — начале XX века, когда, в связи с расширением железнодорожного строительства, российскими и иностранными предпринимателями было решено вновь использовать рудные месторождения возле Липецка. Также оживлению города способствовало деятельность курорта, открытого в начале XIX века.
В 1902 году с участием бельгийского капитала было закончено строительство двух доменных печей, положивших начало металлургическому заводу «Свободный сокол», который дал первый чугун 15 июля 1902 года.
В 1931 году был заложен другой гигант — Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ, ныне — Новолипецкий металлургический комбинат — НЛМК), который начал свою работу 7 ноября 1934 года. Строительство этого предприятия стало переломным в биографии Липецка. Именно НЛМК принес Липецку мировую славу индустриального центра. Начиная с 1930-х годов Липецк из небольшого утопающего в зелени провинциального городка превратился в крупный индустриальный центр Черноземья.
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, в рекордно короткие сроки был построен Липецкий тракторный завод (ныне — завод «Липецкий трактор»).
6 января 1954 года создаётся Липецкая область, а город получает статус областного центра.
Сегодня Липецк известен в России и за рубежом как крупный производитель стали и проката (Новолипецкий металлургический комбинат, «Свободный сокол»), «белой» бытовой техники (Indesit Company), соков ((ОАО «Прогресс») и минеральной воды (Росинка (компания), ОАО «Прогресс», «Эдельвейс», «Живая вода»), как центр подготовки асов отечественной авиации (Липецкий авиацентр). В Липецке создана пилотажная группа «Соколы России».
Другие статьи
Штокмановский проект
Проект освоения Штокмановского газоконденсатного
месторождения (ГКМ) имеет для «Газпрома» стратегическое значение.
Реализация проекта будет отправной точкой для формирования
на Арктическом шельфе России нового газодобывающего региона.
Штокмановское месторождение станет ресурсной базой
...