XIX век
В XIX веке опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново.
В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Строительство дороги оживило экономическую и политическую жизнь края. Стал расти и город Саранск, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Отсюда вывозили продукты сельского хозяйства во многие города и губернии России, сюда же поступали товары из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы, Харькова.
Однако экономическое оживление не изменило внешнего облика города. Саранск продолжал оставаться захолустным, преимущественно деревянным и совершенно неблагоустроенным. Царское правительство мало заботилось о благоустройстве уездных городов, отпуская им скудные средства. В 1900 году вышел известный словарь Брокгауза и Ефрона, вот что там сказано о Саранске:
“Уездный город Пензенской губернии… 13743 жителя… Несколько мелких кирпичных, 1 мыловаренный, 2 салотопенных, 3 кожевенных завода, маслобойня, на которых в общей сложности занято лишь 352 рабочих… Женская гимназия, городское четырехклассное училище, 3 приходских, 1 церковноприходская, 1 частная школа, 2 богадельни, 1 земская больница на 40 коек… 19 церквей и часовен”.
Мало изменился Саранск и в последующие годы. Второе рождение городу суждено было пережить только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
С появлением железной дороги в Саранске стал формироваться новый отряд трудящихся - отряд железнодорожников, которые установили регулярные связи с крупнейшими революционными центрами России – Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Пензой.
Другие статьи
Туристские центры Карельско Кольского района
Современный туризм настолько сложное, многоликое явление,
что для своего изучения требует комплексного подхода. Им сейчас занимаются,
включая географов, экономисты, социологи, архитекторы, медики, физиологи и люди
многих других специальностей.
Для одних туризм отрасль экономики, дл ...