Ослабление СНГ.
Государства, все еще дорожившие союзническими связями с нашей страной -
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - сохранили свое членство в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ). В то же время Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались участвовать в пролонгации договора (апрель 1997 г.). Они совместно с Украиной и Молдавией создали новое объединение - ГУУАМ, опиравшееся на поддержку извне и нацеленное прежде всего на ограничение российского влияния в Закавказье, каспийской и черноморской зонах.
Ельцинское руководство как бы не замечало этих процессов. Трудно найти рациональное объяснение тому факту, что даже страны, дистанцировавшиеся от России, продолжали получать от нее через механизмы СНГ и на двусторонней основе материальные дотации, в десятки раз превышающие суммы помощи, исходящей от Запада. Достаточно упомянуть о неоднократных списаниях многомиллиардных долгов и льготных ценах на российские энергоресурсы. При этом российские власти в ответ вместо признательности постоянно сталкивались с растущими притязаниями, а то и прямыми угрозами выхода из СНГ.
Москва не смогла задействовать имевшиеся в ее руках рычаги влияния на партнеров по Содружеству в своих политических интересах. Между тем явно обозначавшаяся в конце 90-х годов тенденция к формированию новой структуры постсоветского мира, в котором лидерство России отнюдь не бесспорно, представляла для Кремля серьезный вызов.
Другие статьи
Роль миграции в развитии территории
На социально-экономическое положение и
развитие любой территории, в том числе и Оренбургской области, оказывает
влияние большое количество различных факторов. Это и геополитическое положение
региона, и его природно-ресурсный потенциал, и уровень развития производительных
сил, и особеннос ...